Энциклопедия авиации



Поисковый запрос: ojog


авиапредприятие транспортное — предприятие гражданской авиации, эксплуатирующее воздушные суда для перевозки пассажиров, грузов и почты, а также предоставляющее другие виды авиационного. обслуживания за установленную плату. А. т. обычно является юридическим лицом того государства, граждане или органы которого осуществляют преимущественное владение и контроль за его деятельностью.

.

В нашей стране на иностранные А. т. распространяется действующее в стране законодательство о правах и обязанностях иностранных юридических лиц, в том числе положения Воздушного кодекса СССР. Со странами, с которыми СССР заключены соглашения о воздушном сообщении, правовое положение иностранных А. т. регулируется также этими соглашениями. В большинстве стран А. т. образуются в форме авиакомпаний, акционерных обществ и других со смешанным (государственным и частным) или полностью частным капиталом. В некоторых крупнейших А. т. преобладающей является доля государственного капитала.

.

. Так, во французской авиакомпании «Эр Франс» государству принадлежит 70% всего капитала, в «Люфтганзе» (ФРГ) — 75%, в «САБЕНА» (Бельгия) — 90%. Крупнейшие А. т. с преобладанием частного капитала в основном находятся в США. А. т. обычно специализируются на выполнении определенной воздушно-транспортной работы — авиаперевозок, международных или внутренних, регулярных или нерегулярных, пассажирских, грузовых или вспомогательных, магистральных или местных.

.

На начало 1990 в мире насчитывалось 592 А. т. Число А. т. в каждой стране разное — от единиц до нескольких десятков, при этом наибольший объём воздушно-транспортной работы в каждой стране выполняется несколькими самыми крупными из них.

.

. Так, во Франции три А. т. («Эр Франс», «ЮТА» и «Эр интер») выполняют 95% общего объёма перевозок всех французских А. т.; «ДЖАЛ» (Япония) — свыше 60% всех пассажирских перевозок японских А. т. А. т., как правило, являются национальными предприятиями. Однако существуют и многонациональные А. т., например «САС» (консорциум скандинавских стран Дании, Швеции и Норвегии). Самолётный парк А. т. может состоять из воздушных судов различного типа в зависимости от рода выполняемой воздушно-транспортной работы. Руководство деятельностью А. т. осуществляют президент, вице-президент, председатель административного совета, генеральный директор и его заместители.

.

Эффективность производственно-коммерческой работы А. т., осуществляющих международные перевозки, в большой степени зависит от деятельности её отделений (представительств), которые, как правило, имеются во всех странах, куда совершают полёты самолёты данного А. т. Указанные отделения, в зависимости от объёма перевозок и согласия соответствующих государственных органов страны пребывания, могут быть организованы и оформлены как представительства, производственные отделы, пассажирские и грузовые агентства, оперативные группы. А. т. могут обладать служебными и техническими сооружениями, включая ремонтные мастерские, ангары, центры обучения, комбинаты питания и др. Инженерно-технический состав А. т., располагая таким техническим комплексом, имеет возможность производить любые операции по осмотру, контролю и ремонту самолётов. Крупные А. т., как правило, имеют свой собственный учебный центр, который занимается подготовкой лётного состава и обслуживающего персонала (диспетчеры, бортпроводники и др.). Для обеспечения нормального функционирования А. т. имеет следующие основные службы: коммерческую службу (разрабатывает, организует и осуществляет всю программу коммерческой деятельности, обеспечивающую рентабельность А. т., занимается изучением конъюнктуры рынка, тарифов); техническую службу (обеспечивает постоянную исправность парка воздушных судов, организует техническое. обслуживание воздушных судов, их ремонт, снабжение, занимается научно-техническими вопросами в области технической эксплуатации); оперативную службу (организует и контролирует наземное обслуживание перевозок, обеспечение бортпроводниками, ГСМ и др. ); лётную службу (её обязанности — подготовка и организация деятельности лётного состава, проверка его квалификации и обеспечение безопасности полётов); административную службу (кадры, их подготовка, расстановка, хозяйственная деятельность, охрана, контроль капиталовложений и закупок, финансы).

.

В обычное время А. т. полностью распоряжается принадлежащим ей парком воздушных судов. Однако в статуте А. т. оговаривается, что в условиях чрезвычайного положения воздушные суда полностью или частично вместе с лётным и инженерно-техническим составом (в зависимости от потребности) могут быть переданы в распоряжение соответствующего управления военного министерства страны для выполнения военно-транспортных. задач. Государство осуществляет контроль за деятельностью А. т. через государственные органы, которые следят за пополнением парка воздушных судов, в особенности в случае приобретения воздушных судов иностранного производства за валюту.

. Как правило, в своём государстве А. т. не пользуются никакими экономическими привилегиями и уплачивают все положенные налоги. Все чаще основное финансирование закупки воздушных судов, а также оплата расходов, связанных с эксплуатацией аэропортов, достаточно дорогого оборудования для систем управления воздушным движением и обеспечения безопасности полётов, осуществляется за счёт А. т., которые, в свою очередь, перекладывают расходы по этим статьям на клиентуру. Контролирующий государственный орган регулирует также экономические вопросы авиаперевозок, выполняемых А. т. Он выдаёт А. т. свидетельства на право перевозок на внутренних и международных авиалиниях, утверждает тарифы, выдаёт субсидии, ведёт учёт данных экономической деятельности А. т., регулирует вопросы их слияния, передачи управления и некоторые спорные вопросы взаимоотношений между ними. Для сведения к минимуму конкуренции А. т. некоторые страны разграничивают географические зоны деятельности А. т., что укрепляет их позиции в конкурентной борьбе с А. т. третьих стран. Предоставляя А. т. большую самостоятельность в осуществлении их деятельности по выполнению перевозок, государство стремится смягчить и ограничить конкуренцию между национальными авиакомпаниями. Прежде всего это выражается в распределении воздушно-транспортных рынков между А. т., каждое из которых, как правило, работает в своей собственной сфере. Государства часто прибегают к такой мере воздействия на деятельность А. т., как регулирование состава парка воздушных судов.

.

Крупнейшими зарубежными А. т. являются авиакомпании США «Американ эрлайнс», «Дельта эр лайнс», «Юнайтед эрлайнс», «Ю. Эс. эр», «Нортуэст эрлайнс», «Континентал эрлайнс», каждая из которых имеет от 300 до 500 самолётов и перевозит 35—70 миллионов пассажиров в год. Ведущие европейские А. т. — «Бритиш эруэйс» (Великобритания), «Люфтганза» (ФРГ), «САС» (Швеция, Дания и Норвегия), «Алиталия» (Италия). Самолётный парк этих А. т. насчитывает от 60 до 200 самолётов; объем перевозок 10—25 миллионов пасс, в год. В числе ведущих А. т. находятся «Олл Ниппон Эруэйс» и «ДЖАЛ» (Япония), «Канейдиан эрлайнс» и «Эр Канада» (Канада), «Гаруда Индонезия» (Индонезия), «Индиак эрлайнс» (Индия), «Кориан эр» (Республика Корея), «Саудиа» (Саудовская Аравия) и др. Многие А. т., осуществляющие регулярные международные воздушные перевозки, являются членами Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), в рамках которой они регулируют вопросы установления и согласования авиатарифов, распределения рынков воздушно-транспортной работы и т. п..

Г. М. Тавлинцев, В. С. Грязнов..



Copyright © 2017    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·