Астахов астронавигационные системы

Астахов Фёдор Алексеевич (1892—1966) — советский военачальник, маршал авиации (1944). В Советской Армии с 1918. В Гражданскую войну начальник авиации армии, начальник военно-воздушных сил Сибири. Окончил Севастопольскую школу военных лётчиков (1916), курсы высшего комсостава Рабоче-крестьянской Красной Армии (1923), курсы усовершенствования высшего комсостава (1929). Участник Великой Отечественной войны. В годы войны был командующим военно-воздушными силами фронта (до 1942), начальник Главного управления ГВФ (с 1942), одновременно заместитель командующего военно-воздушными силами Рабоче-крестьянской Красной Армии (1942—1943), заместитель командующего авиацией дальнего действия (1943—1944). После войны (до 1947) начальник Главного управления ГВФ. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2й степени, Кутузова 1й степени, Красной Звезды, медалями.

астронавигационные системы — предназначаются для определения в полёте координат местоположения и курса летательного аппарата с помощью астрономических измерений. Могут быть ручными, полуавтоматическими и автоматическими. К А. с., работающим на принципе оптической пеленгации светил или радиопеленгации Солнца, относятся астроинерциальиые системы (АИС), комплексные автономные астронавигационные системы (АНС), астрокомпасы (АК), полуавтоматические и ручные секстанты. В качестве астродатчиков в АИС, АНС и АК используются автоматические оптические астропеленгаторы и радиоастропеленгаторы. Координаты местоположения и курс летательного аппарата определяются по измеренным угловым координатам светил в одной из навигационных систем координат. АИС конструктивно выполняется в виде единой системы, состоящей из системы гиростабилизации и астропеленгатора. АИС обеспечивает также определение и выдачу потребителям углов крена и тангажа, в также составляющих вектора путевой скорости. Для демпфирования колебаний вертикали в АИС может быть предусмотрена коррекция от доплеровского измерителя скорости и угла сноса. Стабилизация платформы, на которой в А. с. установлен астропеленгатор, осуществляется с помощью гировертикалей, гироинерциальных систем и курсовертикалей.

Для определения углов наведения астропеленгатора в вычислитель АНС поступают от автономных систем или от электронно-вычислительных машин навигационного комплекса координаты летательного аппарата, или же они вычисляются по данным датчиков скорости и курса.

. Затем эти координаты и курс корректируются по данным астроизмерений. В некоторых АНС наряду с оптическими применяются радиоастропеленгаторы, работающие по радиоизлучению Солнца и обеспечивающие измерение курсового угла. В астрокомпасах, предназначенных для измерения курсового угла светила, для стабилизации углов наведения используются маятниковая вертикаль или данные об углах крена и тангажа от любой гировертикали. Курс определяется как разность между вычисленным азимутом светила и курсовым углом.

Погрешности А. с. составляют по координатам 3—15 км, по курсу 3—30' и не зависят от продолжительности полёта. Поэтому А. с. используют на летательных аппаратах, предназначенных для дальних или длительных полётов.

Е. Г. Харин


Энциклопедия авиации

Copyright © 2007    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·    Реклама    ·