Амундсен амфибия

Амундсен (Amundsen) Руаль (1872—1928) — норвежский полярный путешественник и исследователь. В 1890—1892 учился в университете в г. Кристиания (ныне Осло).

. Начиная с 1903 совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность, В процессе проведения экспедиций А. пришёл к выводу о необходимости использования авиации для исследования Арктики. С этой целью А. (с 1922) изыскивал средства для полёта на самолёте от Аляски через Северный полюс в Европу.
Учитывая ограниченные возможности использования для длительных полярных полётов имевшихся в то время самолётов, А. организовал полярную экспедицию на итальянском полужёстком дирижабле N-1 («Норвегия»). А. и Л. Элсуорт (американский промышленник) руководили первым трансарктическим перелетом; командиром дирижабля стал его конструктор У. Нобиле. 11 мая 1926 дирижабль вылетел из Шпицбергена, 12 мая достиг Северного полюса, а 14 мая — Аляски, где снизился и был разобран. Перелёт протяжённостью 5300 км продолжался 71 ч.
А. погиб в 1928 во время попытки разыскать и оказать помощь итальянской экспедиции Нобиле, когда дирижабль «Италия» потерпел катастрофу в Арктике. Гидросамолёт «Латам», на котором вылетел А., бесследно исчез со всем экипажем.
Лит.: Дьяконов М., Амундсен,М., 1937; Трешников А. Ф., Амундсен. Л., 1972.

амфибия (от греческого amphibios — ведущий двойной образ жизни) — гидросамолёт, оборудованный сухопутным шасси и способный базироваться как на водной поветхности, так и на сухопутных аэродромах.

. Наиболее распространены А.-лодки.
Взлёт с воды, посадка на воду и полёт выполняются с убранным сухопутным шасси. Шасси убирается в борта лодки или в участок центроплана, прилегающий к лодке. Поперечная остойчивость А. обеспечивается подкрыльными поддерживающими поплавками. Гидродинамические и мореходные характеристики А.-лодки близки к характеристикам летающих лодок. Стойки шасси А. имеют большую длину, чем стойки сухопутных самолётов.
Амфибийные качества самолётов-А. существенно расширяют их эксплуатационные возможности, но при этом снижаются лётные качества. По своим техническим характеристикам А. уступают сухопутным самолётам из-за наличия лодки (вместо обычного фюзеляжа), более высокого веса конструкции и худшей обтекаемости. А.-лодки менее выгодны в весовом отношении по сравнению с летающей лодкой из-за дополнительного веса конструкции шасси и механизмов их уборки. О советских самолётах-А. см. в статье Ш = 2. Бе.
А. И. Тихонов.


Энциклопедия авиации

Copyright © 2007    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·    Реклама    ·