воздействие на окружающую среду воздух

воздействие на окружающую среду летательных аппаратов — проявляется в виде шума летательных аппаратов и эмиссии вредных веществ с выпускными газами двигателей. Наибольший шум на местности летательные аппараты производят вблизи аэропортов при выполнении взлётно-посадочных операций (см. Шума источники, Шум двигателя, Нормы шума). Значительный шум на местности может создавать вспомогательная силовая установка летательного аппарата при ее работе в наземных условиях. Доля авиации в общем загрязнении атмосферы мала, однако, например, в зоне аэропорта, она может быть значительной. Загрязняющими веществами являются отработавшие газы двигателей, содержащие в небольших концентрациях оксиды углерода, серы и азота, несгоревшие углеводороды, сажу и др. Снижение эмиссии вредных веществ достигается совершенствованием камеры сгорания и других узлов двигателя. Уменьшение загрязнения воздуха обеспечивается также улучшением методов эксплуатации летательных аппаратов.

. Нормирование воздействия авиации на окружающую среду в рамках международной организации гражданской авиации (ИКАО) осуществляется в соответствии с Приложением 16 «Охрана окружающей среды» (1981) к Чикагской конвенции 1944 о международной ГА. В СССР аналогичные требования к уровням воздействия авиации на окружающую среду были сформулированы в Государственных и отраслевых стандартах, а также в Нормах лётной годности авиационной техники.

воздух — естественная смесь газов, составляющих атмосферу Земли.

. Основные (по объёму) компоненты В. (%): азот 78,08, кислород 20,95, аргон 0,93, углекислый газ 0,03. Содержание в В. азота, кислорода и инертных газов практически постоянно, причём постоянная концентрация кислорода поддерживается растительным миром Земли. Газовый состав атмосферы до высоты 100—110 км мало меняется. Кислород поглощает ультрафиолетовую радиацию и диссоциирует на атомы, которые, соединяясь с кислородом, образуют озон. У земной поверхности озон содержится в незначительном количестве. Его содержание увеличивается в стратосфере. Содержание воды в В. у земной поверхности непостоянно и может меняться от 2*10-4% по объёму (в полярных районах) до 3% (у экватора). В В. присутствуют примеси антропогенного и космического происхождения, а также атмосферный аэрозоль — твёрдые и жидкие частицы, взвешенные в атмосфере, размеры которых превышают размеры молекул. К твёрдой составной части аэрозоля относятся продукты выветривания почвы, дробления минералов, индустриальной пыли и др. Взаимодействуя с частицами жидкости и растворяясь в их скоплениях, комплексы твёрдого и жидкого аэрозоля служат основой образования капельных и ледяных облаков, осадков, а также формирования смога. Искусственный В. (точнее — искусственная атмосфера, смеси газов, пригодные для дыхания) применяется в высотной авиации. От физических свойств В. зависят аэродинамические и аэростатические силы, действующие на летательный аппарат в атмосфере, характеристики воздушно-реактивного двигателя. В расчётах значения физических параметров В. берут из данных по международной стандартной атмосфере, где в качестве исходных для среднего уровня моря приняты значения температуры 288,15 К (15{{°}}С), давления 101325 Па, плотности 1,225 кг/м3, молярной массы 28,96 кг/кмоль, показателя адиабаты 1,4, удельной газовой постоянной 287 Дж*кг-1*К-1 удельной теплоёмкости при постоянном давлении 10*103 Дж*кг-1*К-1, скорости звука 340 м/с; стандартизованы и некоторые другие физические параметры воздуха. С. С. Гайгеров.


Энциклопедия авиации

Copyright © 2007    ·    О проекте: «Рефераты, Энциклопедии, Словари On-Line»    ·    Реклама    ·